Речевая готовность ребенка к школе
Данная статья будет полезна тем родителям, у которых дети вот-вот станут первоклашками.
Вы хотите узнать, что такое речевая готовность, как подготовить ребенка к школе? – Ответы на эти и другие вопросы вы получите в данной статье.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был самым умным и всесторонне развитым. Поэтому перед школой у родителей возникает вопрос – куда отдать ребенка. На помощь приходят дошкольные кружки, репетиторства, иностранные «школы» и другое.
Сейчас вошло в моду – воспитывать интеллект ребенка уже с 3-4 летнего возраста. Но никто не обращает внимание на то, какие навыки и знания получают дети. Данная проблема очень актуальна в больших городах, где в рекламных роликах обещают невозможное - «мы сделаем из обычного ребенка супер-ребенка». Многим кажется, что если они отдали свое чадо в «детский центр», то их ребенок будет лучше, чем другие дети. Как минимум в развитии.
Если родители не будут учитывать индивидуальные и психологически особенности своего чада, то на выходе они получат нервного и необразованного человека, проблемы которого нужно было решать еще в детстве.
По мнению детских психиатров, особого внимания к себе требуют как дети с отставанием в развитии, так и с опережением. У обоих рано или поздно случаются психологические срывы, логоневрозы.
По мнению ученых Казанской Государственной медицинской Академии (КГМА), процент рожденных здоровых детей на территории РФ составляет 2,7%. Следовательно, остальные дети имеют какие-либо степень отклонений и заболеваний. В число которых входит и патология речи, которая в последнее время стремительно растет.
На данную проблему специалисты логопедии обращают внимание общественности давно. Но зачастую, родители не хотят этого слышать, по их мнению, ребенка всему научат в школе. Но это большое заблуждение.
Недоразвитая устная речь провоцирует ошибки на письме в чтении. Согласно данным Института физиологии, около 60% детей, которые закончили начальную школу, читают и пишут с незначительными нарушениями – ошибками. То есть если их во время не обнаружить и не ликвидировать, то они будут преследовать человека всю жизнь.
Ошибочно также мнение родителей о том, что если ребенок умеет считать до сотни, говорит много слов и владеет навыками чтения – он полностью готов к первому классу. Но многие не знают о том, что данные навыки детей – не показатель зрелости школьника. В вопросе, что же такое «готовность ребенка к школе», необходимо разбираться тщательным образом.
«Готовность к школе» - это психологическое (социальная, эмоциональная, интеллектуальная и волевая зрелость), физическое (физиологическое развитие, состояние здоровья) и педагогическое (умением рисовать простые геометрические фигуры, знание русского алфавита, вычисления в пределах десятков, поставленная речь) созревание ребенка.
Рассмотрим подробно последнее значение.
Речь – это умение выражать свои мысли. Благодаря речи люди подтверждают свое интеллектуальное развитие в обществе, что является одним из важных психических составляющих. Следовательно, в устной речи присутствует шесть компонентов:
- звукопроизношение,
- фонемизация слуха,
- создание слова из слогов,
- словарный запас,
- строй грамматики,
- четкость и внятность речи,
- передача звукового сигнала и синтеза.
Звукопроизношение
К 6 годам у ребенка должно быть уже сформировано звукопроизношение, кроме звуков «Р» и «Л». Но если у дошкольника наблюдается нечеткая речь, и он старается заменить звуки, например, «Л» на «В или У», то такому ребенка необходима помощь специалиста. Если вовремя не обратиться к логопеду, то вероятность того, что дошкольник на протяжении всей жизни будет выражать невнятно свою речь, станет реальностью.
Фонематический слух
У дошкольников часто возникает проблема четкого произношения всех звуков, но неправильного их восприятия. К примеру, глухие и звонкие «Б-П», «Д-Т», мягкие и твердые «Л-ЛЬ», «Т-ТЬ» и так далее. Более того такие дети с большим трудом могут воспроизвести обычные скороговорки, такие как «Батон, буханку, баранку, пекарь спек спозаранку».
Такой дефект речи является проблемой на фонетическом уровне звуковоспроизведения, которая в будущем может вылиться в орфографические ошибки при письме. А это в свою очередь скажется на успеваемости ребенка в школе. Поэтому чем раньше родители обратятся к специалистам, тем раньше ребенок научится не только правильно говорить, но и правильно писать.
Создание слова из слогов
К первому классу дети легко уже произносят многосложные слова, такие как «сковорода», «трактор», «параллелограмм». Более того, если ребенок не совершает в произношении ошибок, не меняет слоги местами, то речевая функция у первоклашки развита в достаточной мере и ребенок готов к школе.
Словарный запас
К 7 годам у ребенка уже сформирована база слов, которыми он способен выражать свои мысли. В число данных слов не должны входить только существительные. Необходимо употребление таких слов как: местоимения, прилагательные, глаголы, деепричастия и причастия, числительные. Также первоклашка должен:
- знать что такое обобщение, к примеру, «корова - животное», «муха - насекомое»;
- давать лексические значения простым словам, к примеру, «кастрюля – посуда для супа»;
- знать антонимы общеупотребительных слов «день – ночь», «высоко – низко»;
- знать устойчивые выражения слов или их переносное значение, к примеру, «не теряй голову».
Словарный запас способен помочь ребенку в школьном возрасте, например, при написании проверяемых гласных.
Строй грамматики
Грамматический строй предложений позволяет изменять используемые в речи слова по числовому и родовому признаку, падежам. Благодаря этому дети легко сочетают между собой слова. И к 1 классу не допускают оговорок, таких как «пять яблоков». Если еще в дошкольном возрасте не ликвидировать у ребенка данную проблему, то в более старшем возрасте, школьник не сможет усваивать программу, ему трудно будет излагать свою мысль на письме, например, в изложении или сочинении.
Четкость и внятность речи
Смысловая четкость и внятность речи – это главный компонент звуковоспроизведения мысли, при котором определяется степень развития человека. Если ребенок плохо выражает свою мысль, перескакивает с темы на тему, забывает, о чем говорил несколько секунд назад, то его мировосприятие теряется. Дети, которые не могут сочинить свою историю, рассказать, как и где проводили лето, какую книгу читали перед сном – теряют или вовсе не владеют навыками анализа мысли. Таким детям бывает тяжело потом в жизни.
Передача звукового сигнала и синтеза
Умение передавать сигнал и синтез речи – это звуковой навык человека, при котором воспроизводится не только первый и последний звук, но и промежуточные 3-5 звуков. Все это приводит к тому, что человек объединяет звуки воедино, в слово. А это в свою очередь влияет на выражение мысли в целом.
Все 6 компонентов устной речи важны. Не будет одного – не будет всех остальных.
Все это представляет собой базу ребенка, с которой он должен войти во взрослый мир, не ища себе проблем, не совершая глупых ошибок.
Иными словами, если ваш ребенок владеет всеми данными компонентами – то он готов к школе.
Ему не составит особого труда научиться читать, считать или писать. Речевая готовность ребенка важна на всех этапах образовательной деятельности, так как является сопутствующим фактором в достижении поставленной цели. Помните об этом!
Желаем вам и вашим детям успехов!