Дата публикации: 15.08.2018
Метод прикладного анализа поведения стал надеждой и спасением для семей, которые не понаслышке знают, что такое аутизм. Методика, опирающаяся на научные обоснования поведенческих реакций, позволяет снизить уровень опасного поведения, замещая его желаемым, что способствует развитию внимания, памяти, коммуникативных и академических навыков. Впервые АВА была использована на практике в 1963 году исследователями Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе во главе с Иваром Ловаасом — норвежцем по происхождению, доктором, стипендиатом в области общественных наук.
Цель метода
АВА-терапия является эффективным инструментом комплексной терапии поведенческих расстройств, характеризующихся нарушением коммуникативных и вербальных способностей, социального поведения, сужением круга интересов и других особенностей, характерных при различных формах аутизма, которые в общем определяют как расстройства аутистического спектра. Поведенческая терапия хорошо зарекомендовала себя в терапии детей страдающих тяжелой формой аутизма, интеллектуальной недостаточности, синдромом Дауна.
На сегодня АВА-терапия является одним из основных компонентов Денверской модели раннего вмешательства, направленной на терапию всех форм расстройств аутистического спектра, в том числе высокофункционального и классического аутизма. Цель использования в коррекционной работе АВА-терапии – обучение ребенка «ключевым реакциям», которые играют значимую роль в социальной адаптации детей с РАС. Иными словами, поведенческая терапия позволяет привести работу головного мозга «особенного ребенка» к нормативным показателям.
Более узконаправленная цель вмешательства подбирается исходя из индивидуальных потребностей личности. Первостепенная задача метода – сократить нежелательное поведение, такое как отсутствие зрительного контакта, отрицание, неприятие нового в окружении (людей, предметов, занятий). После устранения или взятия под контроль определенной проблемы вмешательство может проводиться с целью улучшения коммуникативных или социальных навыков.
Принципы метода ABA
Бихевиористический метод имеет ряд основных принципов. В первую очередь данный метод коррекции призван определить желанное и нежеланное поведение. В дальнейшем работа направляется на сокращение или взятие под контроль нежеланного поведения и увеличение или поощрение желанного поведения. Один из ключевых принципов Applied Behavior Analysis заключается в поощрении. «Если определенное поведение вознаграждается, то оно обязательно повторяется». Иными словами, в работе с детьми, страдающими расстройствами психики аутистического спектра (РАС) очень важно внедрение в терапию поощрения как мощнейшего мотивирующего инструмента.
Вся АВА построена на понимании основных связующих элементов, обеспечивающих взаимодействие окружающей среды и поведения личности в этой среде. Методика позволяет направить развитие ребенка в правильное русло, гармонизировать личность и социум, раскрыть речевые особенности и решить коммуникационные задачи. АВА-терапия имеет несколько основных направлений, обучение в которых развито на блоки, что является неотъемлемым элементом работы.
Стимул-следствие-подкрепление
Терапия представляется собой стимуляцию ребенка к определенному поведению, изучение его реакции на поведение и поощрение или наказание за конкретную реакцию. То есть, если в созданной ситуации ребенок среагировал в рамках желанного поведения, он поощряется. Если реакция была их разряда нежеланного поведения, ребенок должен понести наказание. Важно! В качестве наказания не может использоваться психическое или физическое давление. Это должно быть либо отсутствие поощрения, либо неодобрение, выраженное в корректной форме.
Сегодня бихевиористический метод многие считают настоящим спасением для детей с аутизмом, которых современное общество практически полностью отвергает, а по достижении 18 лет клеймит диагнозом «шизофрения». Однако каждый родитель должен понимать, что АВА-терапия не является панацеей. Это лишь один из шагов на пути к социальной адаптации «особого» ребенка.