Как улучшить свойства памяти у ребенка
Чаще всего низкая успеваемость детей обусловлена функциональностью краткосрочной памяти, не позволяющей им архивировать информацию на долгие годы. Для устранения этого недостатка существует принцип мнемотехники с использованием наглядных таблиц, которые обеспечивают быстрое запоминание стихов и сказок. А долгосрочность сохранения их в памяти обусловлена специально подобранными изображениями, по которым каждому малышу легче воспроизвести сюжет и его последовательность.
Таким образом, лучшее восприятие информации для школьника – это символически-схематическое изображение, вызывающее у малыша определенную ассоциацию. Именно этим фактором руководствуются авторы-разработчики опорных схем, как бы условно иллюстрирующих заданный текст.
Основными же функциями запоминания в мнемотехнике являются:
- ассоциативное мышление;
- логичность причинно-следственных связей;
- наблюдательность и образное воображение.
Помимо этого, мнемотехника выполняет для дошкольника еще массу важных задач: обогащение словарного запаса, развитие эйдетического мышления, формирование связной речи и повышение внимательности.
Результативность мнемонического метода запоминания основана на простых изобразительных карточках, где, помимо рисунка, присутствует и его буквенное значение. Постепенное расширение мнемоквадратов до уровня мнемодорожек может содержать уже не только словосочетания, но и целые предложения. Тексты, будь то рифмованные или прозаические, постепенно складываются в таблицы. Такие пособия содержат иллюстрации всех основных повествовательных цепочек, изображенных в схематическом виде.
Мнемонические таблицы можно приобретать в виде имеющейся в магазинах полиграфической продукции, но ограниченность такого учебного материала не всегда удовлетворяет запросы индивидуального образования. Поэтому лучшим вариантом является собственноручное изготовление необходимых таблиц. И если выполнять схематические изображения вместе с ребенком, то усвоение материала будет намного эффективнее.
Приблизительные примеры мнемотехники могут содержать самые привычные для детей действия.
Например, алгоритм режимных моментов – утренний сбор в садик или вечерняя подготовка ко сну. То есть последовательность картинок должна включать вид спящего ребенка в кровати, умывальника, зубной щетки, пасты, полотенца, комплекта одежды по сезону и, наконец, идущего по дороге малыша. Таким же образом составляются и другие индивидуальные мнемотаблицы.
А заучивание рассказов, сказок и стихов также происходит с помощью выстроенного ряда картинок, содержимое которых соответствует отрабатываемому тексту. Но если в прозаическом произведении мнемоквадрат содержит предложение, то в поэзии он вмещает словосочетание или фразу-ряд.
Конечно, можно учить тексты и по старинке, читая их по многу раз, но облегчить малышам образовательный процесс в наше время – одна из основных задач родителей.
Также справиться с такими проблемами, ребенку могут помочь занятия с нейропсихологом.