Главная \ Школа

Что должен знать и уметь ребенок к школе

IMG-20190402-WA0002

СКОРО В ШКОЛУ?

Для качественной подготовки ребёнка к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счёта и развитую речь.

Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, чтобы пройти собеседование к школе?

7-летний ребёнок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

  1. Общие понятия:
  • Своё имя, фамилию и отчество;
  • Свой возраст и дату рождения;
  • Фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
  • Имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
  • Свой адрес- город/посёлок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру, номер домашнего телефона;
  • Страну, в которой живёт, и её столицу;
  • Основные цвета и их оттенки;
  • Части тела человека;
  • Предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
  • Профессии, виды спорта;
  • Виды наземного, водного, воздушного транспорта;
  • Известные русские народные сказки;
  • Правила поведения в общественных местах и на улице.

2. Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

  • чётко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию. (Если у ребёнка проблемы с произношением, обратитесь к логопеду или найдите упражнения для развития этих звуков и работайте самостоятельно. Случается, что родители так привыкают к речи ребёнка, что не замечают в ней дефектов. Поэтому ещё раз внимательно проверьте, все ли звуки произносит ваш Ребёнок, ведь если это не так ребенка не возьмут в школу);
  • выделять определённый звук в слове интонацией;
  • определять место звука в слове (находить в начале, середине или в конце слова)
  • произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
  • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
  • уметь исправить неправильно построенное предложение по смыслу («Наступила осень, и расцвели первые цветы»), восстановить предложение («Саша …. свою маленькую сестру.»), закончить предложение («Листья на деревьях пожелтели, потому что…..»);
  • знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда)
  • находить антонимы к словам (высокий - низкий, большой – маленький) отвечать на вопросы и уметь их задавать;
  • составлять рассказ по картинке;
  • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
  • сказать несколько предложений о заданном предмете;
  • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • отгадывать загадки.

3. Необходимые математические представления к 1 классу:

  • знать цифры от 0 до 20;
  • уметь называть числа в пределах 20 в прямом и обратном порядке;
  • уметь называть число в пределах 20, предшествующее названному и следующее за ним;
  • уметь обозначать количество предметов с помощью цифр;
  • уметь сравнивать количество предметов в двух группах;
  • знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
  • уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
  • ориентироваться в понятиях «лево-право-вверх-вниз», «перед», «между», «за»  на листе бумаге в клетку и в пространстве.

4. Моторика, подготовка к письму.

Будущий первоклассник должен уметь:

  • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • складывать геометрические фигуры из счётных палочек, складывать фигуры по образцу;
  • рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
  • закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры; писать по образцу печатные буквы;
  • аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы, вырезать геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы по контуру);
  • лепить из пластилина, клеить и делать аппликации из цветной бумаги;
  • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
  • обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
  • уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
  • копировать с образца геометрические фигуры;
  • уметь продолжить штриховку рисунка;

5. Окружающий мир

  • различать домашних и диких животных, уметь называть детёнышей животных, знать;
  • называть несколько зимующих и перелётных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.)
  • знать и различать растения. Характерные для родного края, и называть их особенности (ель, берёза, сосна, лиственница, подсолнух, ромашка и т.п.)
  • знать названия овощей, фруктов, ягод;
  • иметь представление о различных природных явлениях;
  • называть в правильной последовательности дни недели, месяцы, времена года,

а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.

6. Должен ли первоклассник уметь читать?

Это один из самых спорных вопросов, в ответе, на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряжённую программу, и кажется, что ребёнку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определённым правилам, и не все родители им следуют. Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребёнку индивидуально.

Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем учётом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту.

Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребёнка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и к учёбе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель должен научить вашего ребёнка читать, но надо помнить, что в классе 20 - 30 человек, и скорее всего первокласснику понадобится помощь.

В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребёнка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определённую букву, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.

Если у вас возникли трудности, обязательно обратитесь к нашему специалисту, он обучит вашего ребенка чтению, научит пониманию слоговой структуры, и в игровой форме, не вызывая негатива у ребенка, подготовит его  к школе. Занятия по нашей уникальной методике предотвратят в дальнейшем, многих ошибок в диктантах.